Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

Экскурсия в Государственный музей Востока

4 апреля 2017 года состоялось третье (выездное) заседание научной студии "Роскошь и институт потребления: история и современность". Оно проходило в Государственном музее Востока и было посвящено анализу потребления предметов роскоши в странах Кавказа и Средней Азии.

У входа в музей.jpg 
 
На заседании присутствовали руководитель студии к.и.н., доц. Агеева Е.А., член организационного комитета к.и.н., доц. Мамаева Ю.А., а также 26 студентов-членов студии, которые проявили интерес к исследованию роскоши Востока. Из студентов было составлено две группы, для которых вели экскурсию, соответственно, два гида. Они которые показали высокий уровень профессионализма, продемонстрировав богатые коллекции музея, при этом каждый экспонат сопровождался подробным и интересным описанием. 

На предыдущем, втором заседании студии, студентам было предложено несколько заданий, связанных с посещением музея: в ходе экскурсии выделить один из экспонатов и определить признаки, позволяющие отнести его к предметам роскоши; сравнить элементы восточной роскоши и западной; определить связь религии и политики с роскошью в государствах восточной цивилизации. В качестве итога изучения роскоши Востока 17 студентов представили краткое эссе на выбранную тему. Некоторые эссе содержали довольно глубокие рассуждения и исследовательские элементы, касающиеся указанных проблем.

классицизм.jpgПеред началом экскурсии Агеева Е.А. рассказала об особенностях здания, в котором находится Музей Востока, сообщила о его истории, о предстоящем 100-летнем юбилее музея, показала особенности классического стиля в архитектуре Москвы начала XIX века.

Мамаева Ю.А. подчеркнула, что династия Луниных, одной из представительниц которой принадлежал дом на Никитском бульваре, - широко известна в русской истории в целом и истории движения декабристов в частности.

В ходе экскурсии студенты посетили два зала, посвященных искусству Кавказа и Средней Азии.

халат эмира 2.JPGОдним из главных видов декоративно-прикладного искусства, состоящих целиком из предметов роскоши, является золотошвейное дело. Оно имело в Средней Азии древние корни, но в XIX веке сохранилось только в Бухаре, которую экскурсовод назвала "Парижем Средней Азии того времени". Яговкина Анастасия, Астафьев Данила в своих эссе подчеркнули, что халат эмира, покрытый золотым шитьем, - статусная вещь, призванная укрепить власть восточного владыки, убедить поданных в том, что его власть незыблема и носит сакральный характер. В восточном обществе существовала строгая социальная иерархия, с которой связаны ограничения потребления роскоши. Сановникам и родне бухарского эмира всемилостивейше дозволялось подносить ему драгоценные изделия, сами же приближенные могли носить только одежду, пожалованную им владыкой. Дороговизна материала, трудоемкость изготовления, цена, недоступная для большинства населения, бесполезность этого халата в быту - безусловные признаки роскоши. В роскоши выражалась сущность идеологии Востока: важны не утилитарность и внутреннее содержание, а внешнее великолепие, ценность которого была бы понятна любому человеку низкого социального происхождения, подавляющее его волю и указывающее на высокое положение владельца предмета роскоши.

thumbnail_Ювелирная роскошь.jpgБерезки Данила исследовал особенности ювелирного искусства Туркменестана, в частности, элементы свадебного наряда. Свадебный наряд в Туркменистане помимо традиционной одежды включал в себя свадебные украшения, которые были весьма тяжелыми и очень громоздкими (по некоторым оценкам вес всех украшений мог достигать около 30 килограмм) Власенко Ирина отметила, что некоторые свадебные украшения играли роль не только декоративных украшений, но и были оберегами, охраняли женщину от бесплодия, болезней и других несчастий. Красный цвет, который преобладал в свадебных церемониях, можно ассоциировать с цветом крови.

Соловьева Анастасия выделила экспонат, который также относится к брачной церемонии народов Средней Азии. Это - перстень, который надевался на два пальца, что очень символично: он выступал как символ единения двух судеб (жениха и невесты). Такие перстни носили свахи, к тому же, чем больше было данных украшений на руках, тем успешнее считалась сваха. Подобные предметы роскоши украшались красивейшим камнем – сердоликом, который символизировал любовь и счастье.

Павлова Ксения, Комарова Анна обратились к описанию и анализу роскоши в одежде, например, женского костюма «архалык». Это - прилегающий кафтан, который надевали на свадьбу и другие праздники, украшали серебряными и золотыми деталями. Для шитья архалыков использовали дорогие ткани: шелк, бархат, кашемир, атлас, он служил не столько для сохранения тепла, сколько для демонстрации статуса невесты.

Ковроткачество – промысел, который имеет декоративные и утилитарные функции, но туркменские ворсовые ковры, признаваемые лучшими в мире по колориту, технике исполнения, декору, безусловно, относятся к предметам роскоши. Артем Семенов отметил, что ковровый орнамент помогает понять восточную систему ценностей, одной из важнейших идей которой была идея гармонии. Узоры постоянно повторялись, чередовались, тем самым задавая своеобразный ритмический рисунок. Как правило, неспешный, возможно даже гипнотизирующий, он показывал, что гармония между людьми и природой и есть истинная ценность.

Но, как заметил Жеков Владислав, орнамент разных народов имел свои отличия. Например, для земледельческих народов, таких как туркменов или таджиков, характерно использование растительного орнамента и зеленого цвета. Он являлся неким оберегом, который должен был защитить самое ценное - посевы. Для кочевых народов характерно нанесение в виде орнамента изображения бараньих рог, как символа скота, который обеспечивал их едой и одеждой. То есть характер декора ковров во многом зависел от того, какой образ жизни ведет население той или иной территории. Байдакова Евгения отметила, что на туркменских коврах не просто изображен красивый орнамент, но также часто присутствует «гель» - родовой знак. Может быть, поэтому в Туркменистане говорили: «Расстели свой ковер - и я прочту твоё сердце».

Сосуд для пира каркара.jpgВ искусстве и жизни народов Кавказа огромную роль играло художественное изготовление домашней утвари: посуды и других элементов застолья, использовавшихся в ритуальных пиршествах. Часто эти предметы роскоши изготавливались из металла и украшались восхитительным узором. Но​ в музее Востока есть экспонат, который привлек внимание многих членов студии. Это - грузинский сосуд для вина «каркара», выполненный из серебра и имеющий необычную, загадочную форму – соединенные в спираль три цилиндрические трубочки. При наливании вина сосуд издаёт мелодичный звук и создаётся ощущение, что он поёт.

Чернов Александр, Дегтярев Максим, Жеков Владислав отметили, что этот кубок для вина является предметом роскоши. Три трубочки значительно усложняли процесс создания данного сосуда, а, значит, существенно повышалась его ценность. Но это еще и символ, так как согласно легенде, сосуд появился, когда царь Ираклий I во время пира узнал о начале войны, согнул кувшин и пообещал ее выиграть. Изготовление каркары показывает, что неотъемлемой частью атрибутики Закавказья было вино и пение. 

Оружие, входящее в экспозицию зала «Искусство Кавказа и Закавказья», являлось не только средством защиты и гарантом свободы личности, но и предметом роскоши. Демешко Иван отметил, что мастера Кавказа славились своим искусством украшать оружие, делать его изящным, индивидуальным и не похожим на другое оружие. И в отличие от Европы, где оружие, украшенное орнаментом и инкрустацией, имело в основном церемониальное значение, оружие Востока использовалось в бою, хотя декор и понижал эффективность его применения.

Дадаев Зураб сообщил в своем эссе, что в его семье хранится кинжал и сабля доставшиеся от прапрадеда, который был достаточно состоятельным человеком. В семейной коллекции помимо обычных стальных сабель и кинжалов, имеются предметы, покрытые серебром и даже драгоценными камнями. 

Лысенкова Алена, Благой Дмитрий выделили элементы роскоши и особенности их потребления связанные с религиозными верованиями и этическими установками ислама, такие, как запрет на использование золотой и серебряной посуды, запрет на изготовление одежды из шелка и парчи и на украшение одежды золотой и серебряной вышивкой. Запретные вещи запрещалось покупать, брать как подарок, дарить. Считалось, что эти предметы роскоши будут у правоверных в «загробном» мире, а нарушающие этот запрет, не являются истинными мусульманами.

Однако, как указал Астафьев Данила, экспозиция музея показывает, что в XIX веке подобные предписания успешно обходились. Так, например, (в случаях с золотошвейными изделиями), делались исключения для представителей зажиточных слоев общества, для свадебных костюмов женихов и невест, для одеяний придворной знати. Этот факт демонстрирует связь потребления роскоши с политическими мотивами.

Многие члены студии представили свой анализ отличительных черты восточной роскоши от европейской.

Кочурина Анастасия отметила, что для западной роскоши характерно динамическое развитие, в свою очередь восточная роскошь отличается незыблемостью и устойчивостью. Это связано с тем, что восточный человек имеет в основе своего мировоззрения непрерывный духовный опыт, складывающийся в течение тысячелетий и формирующийся в рамках религиозных традиций. Особенностью европейской роскоши является созидательная направленность деятельности индивидов на основе технического прогресса и высокого уровня благосостояния каждого члена общества.

Соловьева Анастасия считает, что восточная роскошь в отличии от западной, символизирует, в первую очередь, слияние человека с природой, плодородие земли, гармонию мира. Это можно доказать, исследуя сузани – крупные декоративные вышивки, применявшиеся в быту и обрядах. Они изготавливались в теплых тонах и украшались разнообразным узором в виде растений.

thumbnail_После окончания экскурсии.jpg

Завьялов Михаил отметил, что роскошь Востока, как и роскошь западного мира носила статусный характер, хотя формы ее демонстрации окружающим значительно отличались. Кроме того, предметы роскоши в восточных странах редко изготавливались из золота, которое считалось «грязным металлом». Это было связано с религиозными нормами и эстетическими принципами.

В заключении экскурсии члены студии поблагодарили экскурсоводов и сделали заключительный снимок. Фоторепортаж из музея Востока подготовили Чернов Александр и Самушкин Никита.​​​